Страница 1 из 1

Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачивать?

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 01:47
user7
Привет, народ.
В этом году пересел со среднекубатурных табуреток на максик KYMCO XCITING 500. Но техника редкая и нет хорошего форума :ny_tik:
У меня как и на сильве стоит комбинированная тормозная система:
правый рычаг: передний левый суппорт
левый рычаг: задний суппорт+передний правый суппорт, через какую-то клапанную приблуду со штуцером
Изображение



хотелось бы подробно обсудить аспект управления.
-Как правильно пользоваться такой тормозной системой?
-читал, что народ обычно пользуется только левым рычагом, но тогда это формируется в привычку и в экстренной ситуации правый рычаг не будет задействован.
я на скутерах с обычной тормозной системой при управлении всегда держал указательный и средний пальцы каждой руки на соотв. тормозном рычаге. а тут как нужно держать руки?
-какие минусы и подводные камни такой системы? читал, что можно завалить при малых скоростях, особенно на мокром спуске


И как правильно прокачивать комби систему? зачем нужен штуцер на этом клапане?

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 02:05
user7
перевел свой мануал, и очень интересно написано про прокачку
тормозная жидкость меняется в 3 шага
1.сначала прокачивается через штуцер этой клапанной приблуды
2.потом через штуцер переднего суппорта
3.потом через штуцер заднего суппорта
а вот удаление воздуха из системы в обратной последовательности

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 07:06
Ruslan
О гемор

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 08:03
Shaman
Фига се вопрос... Как пользоваться... Даже не задумывался...
Рабочий рычаг - левый, на нём пальцы всегда, правым только дожимаю, т.е пользуюсь реже чем левым, но тоже регулярно. На моём скае абс нет, в прошлом году на минимальных скоростях помню передавливал правый - чуть не падал т.к колесо в юз пошло. Так что даже не знаю как правильно описать ситуацию, когда им нужно пользоваться и как.... наверно как то что нужно более интенсивно затормозить, но не критическая ситуация, на скае уж точно левый тормоз может замедлить скутер так что это будет на грани блокировки переднего колеса, а на сильвере в такие ситуации пока не попадал (тьфе*3), но там у меня абс, и надеюсь будет прощать некоторые ошибки

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 08:17
SerVik (Саров52)
Как то не задумывался, на практике использую так: начинаю выжимать левую ручку (комбинированые), как только торможение началось добавляю правую (передний). При экстренном торможении примерно тоже самое, только быстрее, либо сразу оба, но резкое торможение чревато заваливанием мота на бок. Запас тормозного пути необходим, аккуратней на дороге, береги себя

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 10:11
artemix77
Я так понимаю, что первым в процессе торможения выжимается комбитормоз (100% зад + 30% перед это левая ручка). Происходит замедление скутера и центр масс переходит на переднее колесо. Сцепление переднего колеса становится большим. Далее применяем правую ручку (100% перед). И эффективно тормозим. Но конечно не тупо давим до полной остановки. Ситуации, как и асфальт разные бывают. Может и в юз сорвать. Я прерывисто работаю передним тормозом. Это не АБС конечно, но суть та же.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 10:14
ice32167
У меня с АБС, торможу чаще всего левым(это удобно), в редких или экстренных случаях дотормаживаю правым. Прокачивал сам, меняется тормозуха на хонде как обычно без какого-либо гемора, прокачал перед, долил в бачок тормозухи, прокачал зад, долил тормозухи.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 10:22
sergei-v07
ice32167 писал(а):У меня с АБС, торможу чаще всего левым(это удобно), в редких или экстренных случаях дотормаживаю правым. Прокачивал сам, меняется тормозуха на хонде как обычно без какого-либо гемора, прокачал перед, долил в бачок тормозухи, прокачал зад, долил тормозухи.

Серёг а когда перед прокачиваешь используешь выжим только правого рычага (передка) или и левый тоже взаимодействуешь?

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 12:03
user7
чет я не посмотрел, у сильвера оказывается один суппорт/диск спереди. думал 2, как у меня.
тогда получается, наши системы немного отличаются, но смысл тот же. у меня правый рычаг тормозит отдельный суппорт/диск, у сильвера видимо каждый рычаг отвечает за свой поршень на переднем суппорте.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 12:40
Пыхтин
На Сильвере, при нажатии левым тормозом, срабатывает центральный поршень на переднем суппорте, стрелка на фото, и два задних. А если правый рычаг нажать, то тормозят два крайних поршня на переднем, суппорте. Может поэтому и тормоза на Сильвере вялые.
Изображение

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 15:19
ice32167
sergei-v07 писал(а):
ice32167 писал(а):У меня с АБС, торможу чаще всего левым(это удобно), в редких или экстренных случаях дотормаживаю правым. Прокачивал сам, меняется тормозуха на хонде как обычно без какого-либо гемора, прокачал перед, долил в бачок тормозухи, прокачал зад, долил тормозухи.

Серёг а когда перед прокачиваешь используешь выжим только правого рычага (передка) или и левый тоже взаимодействуешь?

При прокачке переда, жал только правый, при прокачке заднего, только левый)))

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 15:22
ice32167
multitronik писал(а):На Сильвере, при нажатии левым тормозом, срабатывает центральный поршень на переднем суппорте, стрелка на фото, и два задних. А если правый рычаг нажать, то тормозят два крайних поршня на переднем, суппорте. Может поэтому и тормоза на Сильвере вялые.
Изображение

Да, всё правильно, когда суппорт снимаешь для обслуживания или замены колодок, то чтобы выдвигался средний поршень, жать надо на левый рычаг тормоза, я сначала тупанул, думал он закиз настолько, что не двигается и жал на правый рычаг, чтобы выдвинуть поршни, потом осенило ;;-))) долго клял себя всякими словами. :-)
Но насчёт вялости томозов не согласен - для меня вполне хватает!

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 16:21
Maratych
Сергей Саров52 писал(а):Как то не задумывался, на практике использую так: начинаю выжимать левую ручку (комбинированые), как только торможение началось добавляю правую (передний). При экстренном торможении примерно тоже самое, только быстрее, либо сразу оба, но резкое торможение чревато заваливанием мота на бок. Запас тормозного пути необходим, аккуратней на дороге, береги себя

Я тоже так торможу.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 16:37
Литтр Бой
Тормоза для трусов :-) :-) :-) :-) :-) ;;-))) ;;-))) ;;-))) ;;-)))

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 16:53
grandimka
Мне иксовы тормоза больше нравились.
А его передняя вилка - вообще мечта Сильверовода!

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 17:55
Ruslan
А что за Иксовы ?

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 19:07
realist
Про рычаги, прокачку и правила торможения на мотоцикле, в том числе, комбинированными тормозами Хонды, есть полезная инфа:

=Про торможение
Проверь рычаг переднего тормоза
задолго до того, как он тебе понадобится
Мне кажется логичным убедиться в нормальной работоспособности рычага
переднего тормоза до того, как им придется воспользоваться.

Для начала сожми рычаг как можно сильнее. При этом самая ближняя
часть рычага должна оказаться от твоих пальцев, обхвативших ручку
газа, на расстоянии не менее 1.2-1.5 см. Если это расстояние меньше,
то знай - при экстренном торможении пальцы могут застрять между
ручкой и рычагом, особенно если ты носишь на них кольца, что
непременно скажется на твоей способности эффективно и вовремя
оттормозиться. Я уже не говорю о крайнем и совершенно недопустимом
случае, при котором рычаг при полном нажатии касается ручки газа.
Понятно, что о снятии максимального усилия с переднего тормоза тут
говорить не приходится.

В чем может быть проблема, если ход рычага слишком велик?

Скорее всего, в систему попал воздух. Если это так, ее надо
прокачать, а возможно, и заменить тормозную жидкость.

Если воздуха нет, то вполне вероятно, что резиновые тормозные шланги
потеряли упругость и их стенки приобрели способность растягиваться
при большом внутреннем давлении. Замени шланги, причем лучше если
новые шланги будут армированными - ты будешь поражен, насколько
лучше станут чувствоваться тормоза.

В редких случаях проблема может быть совсем простой - нужно лишь
отрегулировать свободный ход рычага. Настрой его так, чтобы
расстояние между твоими пальцами и рычагом было не менее 1.2 см.

От того, насколько быстро ты сумеешь остановиться, зависит твоя
жизнь. Так может действительно стоит проверить рычаг тормоза задолго
до того, как он тебе понадобится?
Система комбинированного торможения
Если на твоем мотоцикле при нажатии на педаль заднего тормоза
происходит параллельное торможение передним, это значит, что на нем
установлена система "комбинированного торможения". Так, у Хонды
GoldWing переднее колесо оснащено двумя тормозными дисками, а заднее
- одним, причем один из передних суппортов приводится в действие
нажатием рычага переднего тормоза, а другой - только в комбинации с
нажатием на педаль заднего тормоза (и соответственно с задним
тормозным диском).

Некоторые не понимают, для чего вообще нужны такие системы, а
кое-кто даже склонен думать, что они небезопасны. Находятся и такие,
кто намеренно отключает (или были бы рады отключить) эту систему и
подключают оба передних суппорта на рычаг переднего тормоза, а
задний суппорт отдельно на педаль.

Следует понимать, что они делают это вовсе не для того, чтобы
увеличить тормозную силу на переднем колесе, а с целью иметь
возможность полностью исключить торможение передним колесом при
определенных условиях. Другими словами, они предпочитают иметь
возможность пользоваться тормозами селективно, то есть только задним
или только передним. А всё из-за опасения, что на скользком дорожном
покрытии при комбинированном торможении якобы сильно увеличивается
вероятность блокировки переднего колеса и, как следствие,
вероятность завалить мотоцикл.

Это нормальная реакция людей, не имеющих опыта эксплуатации
мотоциклов с подобными системами. Однако я считаю, что такие
опасения несколько преувеличены.

Давайте вначале разберемся с одной важнейшей аксиомой, чтобы можно
было легче уяснить суть вопроса. Ситуаций, в которых резкое и
агрессивное торможение ЗАДНИМ КОЛЕСОМ было бы оправданным, НЕ
СУЩЕСТВУЕТ. Педаль заднего тормоза - самый опасный орган управления
на мотоцикле из-за того, что слишком незаметной бывает грань между
его оправданным применением и злоупотреблением и нужно обладать
достаточно хорошими навыками для того, чтобы не перейти эту грань.

При резком торможении масса переносится вперед и сильно загружает
переднее колесо; одновременно с этим заднее колесо разгружается. Это
значит, что при такой развесовке для блокировки заднего колеса
потребуется значительно меньшее усилие. Рассмотрим такой пример: при
резком торможении 70% веса мотоцикла приходится на переднее колесо и
лишь 30% - на заднее. При полной массе мотоцикла 450 кг (с
водителем) потребуется усилие порядка 150 кг для того, чтобы сорвать
заднее колесо в занос.

Система комбинированного торможения (по крайней мере та, которая
установлена на GoldWing'е) настроена таким образом, что при усилии
150 кг на заднем суппорте на один из передних передается усилие
порядка 90-115 кг. (Разница в усилии достигается за счет поршней
разных диаметров - поршень переднего суппорта, работающего в системе
комбинированного торможения, меньше любого другого поршня, включая
поршни главных тормозных цилиндров). Ввиду того, что в нашем примере
нагрузка на переднее колесо составляет порядка 300 кг, становится
ясно, что блокировка переднего колеса при работе настроенной
производителем системы комбинированного торможения невозможна. С
другой стороны, если в описываемом нами случае ты вовсе забыл о
рычаге переднего тормоза, тормозная сила на оба колеса составит
менее 265 кг (сумма 150 + никак не более 115), и этого может
оказаться недостаточно для перераспределения веса с соотношением 70%
на переднем и 30% на заднем колесе. Иначе говоря, для действительно
"резкого торможения" тебе так или иначе придется воспользоваться еще
и рычагом переднего тормоза.

Подведем итог. Торможение провоцирует перенос части массы мотоцикла
на переднее колесо. Если, применив систему комбинированного
торможения, установленную на твоем мотоцикле, ты не заблокировал
заднее колесо, то и блокировка переднего невозможна. НО: только до
тех пор, пока ты адекватно регулируешь тормозную силу на переднем
колесе рычагом переднего тормоза. Поэтому очевидно, что если при
этом у тебя заблокировалось переднее колесо, то ты добился этого
исключительно невнимательным применением рычага переднего тормоза, и
система комбинированного торможения тут ни при чем.

Если ты согласен с утверждением, что не может быть ситуаций, в
которых было бы оправдано резкое и агрессивное торможение задним
колесом, то в свете использования такой системы вероятность более
резкой остановки без блокировки колес увеличивается. Поэтому система
комбинированного торможения рассматривается мной как дополнительная
полезная опция, цель которой - сохранение управляемости мотоцикла
при резком торможении и, как следствие, повышение безопасности.
Принцип работы системы не зависит от состояния дорожного покрытия,
так как соотношение диаметров рабочих тормозных поршней на суппортах
остается неизменным, поэтому и на влажном покрытии все предыдущие
утверждения остаются истинными.

А что будет, если в системе комбинированного торможения заменить
передний суппорт на более мощный? Вполне возможно, что тогда тебе
удастся заблокировать переднее колесо. Это, по всей видимости, в
основном и волнует неопытных владельцев мотоциклов, оснащенных
подобными устройствами.

Я полагаю, что все мотоциклисты как никто другой знают, что в
повороте надо забыть о резком торможении и перед тем, как надавить
что есть сил на тормоза, необходимо спрямить траекторию движения и
привести мотоцикл в вертикальное положение. Ну а если это так, то к
каким последствиям приведет блокировка переднего колеса при
соблюдении этих основополагающих требований? К прямолинейному
скольжению, которое можно остановить, приотпустив рычаг переднего
тормоза!

А все потому, что ВРАЩАЮЩЕЕСЯ заднее колесо в этот момент
обеспечивает равновесие большей части массы твоего мотоцикла за счет
гироскопического эффекта - оно-то пока НЕ заблокировано и аппарат
движется прямолинейно! В такой ситуации маловероятно, что мотоцикл
мгновенно завалится набок, как в случае, если бы ты двигался с
наклоном в повороте. Другими словами, у тебя вполне найдется время
на то, чтобы почувствовать блокировку передка и немного отпустить
рычаг.

Из опыта известно, что как только мотоциклисты понимают
необходимость аккуратного использования заднего тормоза, им
становится легче понять сущность и принципы работы системы
комбинированного торможения, и фактически в итоге им становится
легче управлять такими мотоциклами - еще и потому, что такая система
действительно обеспечивает немного большую тормозную силу при прочих
равных условиях.

Но есть и исключения из правил. Например, при движении с малой
скоростью по скользким или неровным и неоднородным покрытиям
(парковка, присыпанная мелким гравием) одновременное использование
переднего тормоза и системы комбинированного торможения может
привести к приложению чрезмерного совместного тормозного усилия на
переднее колесо и к его блокировке. Поэтому если речь не идет о
"резком торможении", надо иметь в виду, что при штатном торможении
для эффективного сопротивления блокировке массы, переместившейся на
переднее колесо, может оказаться недостаточно. В таком случае
переднее колесо будет склонно к блокированию.

Если в такой ситуации ты движешься прямолинейно, выход из положения
такой же: адекватно ослабить давление на рычаг переднего тормоза,
как и на высокой скорости. Но только если движение прямолинейно!
Ведь неудивительно, что именно в зоне парковки мы совершаем
наибольшее количество разворотов, и если переднее колесо
заблокируется в момент движения по дуге, ты неизбежно завалишь
мотоцикл.

Ну так как, нужно ли разъединять тормозные магистрали в системе
комбинированного торможения и запараллеливать два передних суппорта?
НЕТ! Если все-таки чего-то опасаешься, то чтобы привыкнуть, избегай
использования рычага переднего тормоза. В этом случае, как мы уже
доказали выше, вероятность блокировки переднего колеса нулевая -
сначала ты сорвешь в юз заднее колесо.

И напоследок еще одна интересная фишка: как добиться торможения
ТОЛЬКО задним колесом с установленной на мотоцикле системой
комбинированного торможения? Ответ прост: торможение двигателем, а
не педалью!

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 20:13
capush0n
Полезная статейка. Хотя бы понял теорию того, что я интуитивно делаю на практике.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 20:35
realist
capush0n писал(а):Полезная статейка. Хотя бы понял теорию того, что я интуитивно делаю на практике.

Я на площадке экспериментировал: при прямом торможении блокирую переднее колесо - еду прямо; блокирую заднее - почти всегда начинает заносить. Думаю, это потому, что в комбинированной системе при блокировании заднего оно срывается и летит вперед, а переднее продолжает замедляться. Тяжелой заднице остается только угол сноса выбрать...
И эффект гироскопа, похоже, даже на наших маленьких колесах работает, и пока заднее вращается - поддерживает мот вертикально.

Чтобы было в тему ремзоны: у меня правый рычаг тормоза не доходит до ручки сантиметра 2. А вот левый - 0,5 см. Как раз хотел поинтересоваться: как у кого?
Мне тормозуху при продаже меняли (во всяком случае, я за это платил :du_ma_et: ). Сомневаюсь теперь: может, не докачали, и где-то спереди пузырек плавает?

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 20 апр 2015, 23:15
Пыхтин
realist спасибо за статью. :co_ol:

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 08:03
Shaman
realist писал(а):
capush0n писал(а):Полезная статейка. Хотя бы понял теорию того, что я интуитивно делаю на практике.

Я на площадке экспериментировал: при прямом торможении блокирую переднее колесо - еду прямо; блокирую заднее - почти всегда начинает заносить. Думаю, это потому, что в комбинированной системе при блокировании заднего оно срывается и летит вперед, а переднее продолжает замедляться. Тяжелой заднице остается только угол сноса выбрать...
И эффект гироскопа, похоже, даже на наших маленьких колесах работает, и пока заднее вращается - поддерживает мот вертикально.

Чтобы было в тему ремзоны: у меня правый рычаг тормоза не доходит до ручки сантиметра 2. А вот левый - 0,5 см. Как раз хотел поинтересоваться: как у кого?
Мне тормозуху при продаже меняли (во всяком случае, я за это платил :du_ma_et: ). Сомневаюсь теперь: может, не докачали, и где-то спереди пузырек плавает?


Ну может уровень тормозухи и/или колодки износились неравномерно. Что-то внезапно подумалось... Пока еще не менял у себя... А сколько на сильвере спереди колодок 2 или 4?

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 08:07
Ruslan
Диск если стоит один значит 2

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 08:57
grandimka
Ruslan писал(а):А что за Иксовы ?

Это я про KYMCO XCITING, о котором ведет речь автор поста :-):

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 09:24
Ruslan
Понятно.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 13:13
realist
Shaman писал(а):
realist писал(а):Чтобы было в тему ремзоны: у меня правый рычаг тормоза не доходит до ручки сантиметра 2. А вот левый - 0,5 см. Как раз хотел поинтересоваться: как у кого?
Мне тормозуху при продаже меняли (во всяком случае, я за это платил :du_ma_et: ). Сомневаюсь теперь: может, не докачали, и где-то спереди пузырек плавает?


Ну может уровень тормозухи и/или колодки износились неравномерно.


Не, с уровнем и колодками все в порядке. У меня рычаг левого тормоза мягче, меньше упирается, чем правый и доходит почти до ручки. У кого также? Это обычная беда? А то ведь я нервничаю :ny_tik:

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 13:16
Ruslan
Почитай статью, там черным по белому написано воздух или уже старенькие тормозные шланги, или колодок нет.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 15:01
sergei-v07
realist писал(а):
Shaman писал(а):Чтобы было в тему ремзоны: у меня правый рычаг тормоза не доходит до ручки сантиметра 2. А вот левый - 0,5 см. Как раз хотел поинтересоваться: как у кого?
Мне тормозуху при продаже меняли (во всяком случае, я за это платил :du_ma_et: ). Сомневаюсь теперь: может, не докачали, и где-то спереди пузырек плавает?


Ну может уровень тормозухи и/или колодки износились неравномерно.


Не, с уровнем и колодками все в порядке. У меня рычаг левого тормоза мягче, меньше упирается, чем правый и доходит почти до ручки. У кого также? Это обычная беда? А то ведь я нервничаю :ny_tik:[/quote]
У меня такая была фигня правда на правом рычаге ( переднем тормозе), рычаг доходил почти до ручки газа. Прокачал передок и всё встало на свои места, при нажатии что на левый рычаг что на правый расстоянии до ручек практически одинаково.

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 15:02
realist
Руслан, статью я сам же и разместил ) Шланги у меня нормальные, а колодки на упругость рычага не влияют.

Понимаешь, жидкость мне месяц назад меняли, соответственно и тормоза прокачивали. Вот я и пытаюсь узнать: более мягкий левый рычаг - это из-за того, что хреново прокачали, или у других тоже левый больше правого продавливается? У тебя как?

Регулировки хода рычага какими-то ограничителями у нас, как я понимаю, нет. То есть, если мне все правильно прокачали и воздуха в контуре нет, то лучше уже не станет

Re: Комбинированные тормоза: как использовать и как прокачив

СообщениеДобавлено: 21 апр 2015, 15:15
user7
realist писал(а):Руслан, статью я сам же и разместил ) Шланги у меня нормальные, а колодки на упругость рычага не влияют.

Понимаешь, жидкость мне месяц назад меняли, соответственно и тормоза прокачивали. Вот я и пытаюсь узнать: более мягкий левый рычаг - это из-за того, что хреново прокачали, или у других тоже левый больше правого продавливается? У тебя как?

Регулировки хода рычага какими-то ограничителями у нас, как я понимаю, нет. То есть, если мне все правильно прокачали и воздуха в контуре нет, то лучше уже не станет


возможен также износ уплотнительных резинок в поршневом механизме тормозной машинки. у меня на априлии такая фигня была. проверяется так: 3-5 раз быстро и активно нажимаешь на рычаг и потом держишь. если рычаг начинает постепенно приближатся к рукоятке, то проблемы в самой тормозной машинке.